— Почему молодому врачу после окончания Университета стоит пойти учиться в ординатуру?
— Хочу начать с того, что до окончания шестого курса студент уже должен понимать, чего он хочет, какие у него планы. Это касается не только ординатуры по акушерству и гинекологии: в идеале уже к четвертому курсу студент должен определиться с направлением, хотя бы попробовать разные кружки. Уже на четвертом курсе, придя в хирургический кружок на кафедру хирургии педиатрического факультета, я ходил на дежурства, хотел понять, правильный ли путь я выбрал. Только так студент может определиться в дальнейшем со специальностью, а в ординатуре не будет случайных людей.
— А они встречаются?
— Это бывает. Есть студенты, которым всё равно, куда идти после шестого курса: в акушерство и гинекологию, в неонатологию, в хирургию. Обычно такие ординаторы уходят после первого года обучения.
— Можно ли стать акушером-гинекологом, не пройдя ординатуру?
— Нет, нельзя. Чтобы прийти на работу в родильный дом, в гинекологическое отделение, нужно пройти ординатуру. В частности, на нашей кафедре акушерства и гинекологии имени академика Г.М. Савельевой Института материнства и детства молодые врачи видят то, чего они не увидят больше нигде. На нашей базе в Центре планирования семьи и репродукции за 30 лет собраны уникальные технологии. Особо хочу отметить, что сотрудники кафедры и врачи Центра работают как один коллектив, у нас никогда не было разделения.
— Как построено обучение в Вашей ординатуре?
— Первый год в нашей ординатуре посвящен акушерству, ординаторы учатся на базе Центра планирования семьи и репродукции (Городская клиническая больница имени С.С. Юдина), второй год — гинекологии, он проходит в основном на базе Городской клинической больницы № 31 имени академика Г.М. Савельевой. У нас очень хорошее отношение к ординаторам. Мы стремимся дать им весь спектр знаний, выпустить врача — акушера-гинеколога, а не просто акушера или просто гинеколога. К каждому ординатору мы прикрепляем врача-наставника, куратора. Кафедральные сотрудники и городские врачи расскажут материал на лекциях и семинарских занятиях и закрепят эти знания на дежурствах с каждым ординатором индивидуально. Есть ординаторы, которые приходят к нам и многое уже знают, и мы их знаем, так как они еще студентами ходили к нам и работали на кафедре. Особо хочу отметить, что без дежурств невозможно овладеть нашей специальностью. У нас есть четыре обязательных дежурства, а если ординатор будет дежурить по шесть — восемь раз в месяц, то он станет настоящим профессионалом.
— Чем уникальна Ваша кафедра?
— Нашу кафедру возглавляли и продолжают возглавлять великие акушеры-гинекологи, которых знают не только в нашей стране, но и во всем мире. Это мой учитель академик РАН Галина Михайловна Савельева, Герой Труда РФ. Она дала мне путевку в жизнь после окончания ординатуры. Отправила в Германию на учебу, и после возвращения мы начали развивать фетальную хирургию в нашей стране. Первые операции внутриутробного переливания крови при гемолитической болезни плода и первая фетоскопическая лазерная коагуляция анастомозов при синдроме фетофетальной трансфузии при монохориальной двойне были проведены на базе нашей кафедры. За более чем тридцать лет мы накопили огромный опыт и научили этим операциям многих врачей в России. Второй мой учитель, заведующий нашей кафедрой академик РАН Марк Аркадьевич Курцер, впервые в Москве и в нашей стране начал проводить операции (и обучать этому врачей) при тяжелом акушерском осложнении во время беременности — врастании плаценты в рубец на матке. Мы продолжили развитие фетальной хирургии на нашей кафедре, и Марк Аркадьевич тоже впервые начал проводить операции при грозном осложнении у плода во время беременности — Spina bifida. Все эти операции помогают сохранить жизнь плоду и обрести семье счастье материнства и отцовства. Наш учитель Галина Михайловна Савельева сделала всё для того, чтобы мы владели высокими технологиями, которые были во всем мире.
— Занимаются ли ординаторы наукой?
— Это научно-исследовательская работа. С прошлого года она входит в обязательную программу ординатуры. В прошлом году мы распределили темы, потом заслушивали доклады. Хочу отметить, что ординаторы постарались, сделали яркие работы, и в этом году мы думаем о том, чтобы провести конкурс. Хотя у нас и до этого были ребята, заинтересованные в научной работе, они смотрели в сторону аспирантуры и вели исследования. Конечно, всех мы взять не можем, но каждый год у нас есть ординаторы, которые явно хотят заниматься научной работой. И здесь тоже случайных людей не должно быть, мы хотим развиваться в этом направлении.
— Как будет меняться профессия акушера-гинеколога?
— Придя в ординатуру почти сорок лет назад, вопроса о каком-либо воздействии на плод внутри матки не было. Процедурой амниоцентеза владели далеко не все врачи. А сегодня мы оперируем плод еще до его рождения, хотя раньше боялись притронуться к матке. А что будет еще через 15–20 лет, мы не знаем. Если несколько лет назад мы говорили, что наша главная задача — сохранить жизнь матери, то сегодня для нас плод — это уже пациент, и мы стремимся помочь во всех случаях, когда это возможно.