— Елена Валерьевна, что собой представляет современная радиология? Что это за наука, чем занимается?
— Радиология — область медицины, основанная на теории и практике применения различных видов излучения в медицинских целях. Медицинская радиология включает в себя две основные научные дисциплины: диагностическую радиологию (лучевую диагностику) и терапевтическую радиологию (лучевую терапию). На самом деле на сегодняшний день мы говорим о специальностях «Рентгенология» и «Радиология».
И если мы говорим о рентгенологии, то в основе этой дисциплины лежит использование рентгеновского излучения для исследования. Современная рентгенология включает рутинное рентгеновское исследование, компьютерную томографию и магнитно-резонансную томографию, что обеспечивает высокоточную диагностику заболеваний в онкологии, неврологии, кардиологии, травматологии и ортопедии.
В то же время, когда речь идет о радиологии, мы говорим об изучении действия изотопов и радиации на организм человека. Врач-радиолог занимается подбором и проведением наиболее щадящих методов лечения, составлением курса терапии, корректировкой доз облучения, учетом суммарной лучевой нагрузки на организм. Во время операции врач может использовать и методы внутреннего ионизирующего облучения, помещая его источники внутрь опухоли или близлежащие ткани. Кроме того, можно выполнять бесконтактное одноразовое облучение опухоли сверхмощной дозой радиации, разрушающей все клетки новообразования.
Радиология подразумевает под собой два направления. Либо мы исследуем человека посредством ввода радиоизотопного препарата и затем делаем снимки, например, как при остеосцинтиграфии скелета. Это считается методом диагностики. Но в то же время изотопы используют и для проведения лечения заболеваний. Например, речь о таком заболевании, как рак щитовидной железы. Для лечения используется радиоактивный йод.
Интерес к современной радиологии на самом деле очень высок. Почему? Потому что на сегодняшний день у нас есть очень большой спектр современного и одновременно уникального оборудования (ОФЭКТ-КТ, ПЭТ-КТ) и почти вся «таблица Менделеева», если мы говорим об изотопах. Уникальность оборудования заключается в том, что с по мощью таких аппаратов и современных цифровых технологий мы можем видеть образования размерами несколько миллиметров и использовать различные виды излучения для диагностики и лечения заболеваний.
Специальность «Радиология» является настолько уникальной в своем роде, так как ежегодно появляются всё новые и новые технологии в диагностике и лечении заболеваний, а давно существующие обновляются за счет нового программного обеспечения. Поэтому понятие «персонализированная медицина» как новая организационная модель построения медицинской помощи пациентам, основанная на подборе индивидуальных лечебных, диагностических и превентивных средств, оптимально подходящих по биохимическим, физиологическим и генетическим особенностям организма, является на сегодняшний день реальностью. Это отражено и в государственных документах.
Так, в Указе Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 года № 642 «Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации» говорится: «Переход к персонализированному здравоохранению объявлен одним из приоритетов стратегического развития Российской Федерации на период до 2030 года».
Вы прекрасно знаете, что современность диктует свои правила и новые тенденции. Речь идет об искусственном интеллекте. В.В. Путин в своем выступлении 22 ноября 2024 года на конференции AI Journey, посвященной искусственному интеллекту, сказал: «С внедрением искусственного интеллекта в разные сферы жизни человечество начинает новую главу своего существования». На сегодняшний момент мы уже работаем в этом направлении. Насколько я знаю, существует уже более 50 компаний, которые делают платформы, собирают наборы данных — датасеты, по которым можно обучать нейросети. Это помощник врача, в том числе и молодых специалистов. Я думаю, что в будущем этому будет уделяться очень много внимания, потому что, несмотря на то что у нас обучается много студентов и выпускается много дипломированных специалистов, врачей всё равно не хватает. Ежедневная нагрузка на врачей-радиологов и врачей-рентгенологов очень высока. Поэтому искусственный интеллект нам неизбежно понадобится, он будет нашим помощником.
— В чем особенности профессии врача-радиолога? Чем он занимается?
— Врач-радиолог проводит радиологические исследования с помощью различных методик (сцинтиграфии, ПЭТ-КТ и т. д.). Осуществляет контроль работы лаборантов рентгенологического отделения. Занимается расшифровкой полученных результатов исследования и составляет отчеты. Врач-радиолог ведет учет реактивов, радиофармпрепаратов и расходных материалов
в отделении. В задачу врача входят расчет дозировки радионуклидных препаратов при проведении сцинтиграфии и введение их в организм пациента. В целом врач-радиолог должен обладать обширными знаниями не только в области медицины, но и в физике и других науках.
— Исходя из вышесказанного, чем радиология может быть интересна для потенциального студента, для человека, который решил связать с ней свою жизнь?
— Мне, как человеку, который работает в этой области уже более 27 лет, кажется, что радиология интересна тем, что всё постоянно и динамично развивается. Появляются новое оборудование, новые технологии, новые изотопы. Это позволяет выявлять и лечить ранние формы различных заболеваний, при этом являясь первопроходцем. Это нерутинная работа, которая требует творческого подхода, и, как мне кажется, она должна увлекать.
— Какие возможности перед молодыми специалистами открывает обучение в ординатуре? Что предпочтительнее для выпускника — продолжить обучение в ординатуре или начать практическую работу?
— Получить диплом врача-радиолога можно, только окончив ординатуру по специальности «Радиология». Обучение проводится в течение двух лет. Чтобы получить специальность врача-рентгенолога, нужно также пройти двухгодичное обучение в ординатуре по специальности «Рентгенология». Раньше эти две специальности составляли одно целое. Кроме того, нужно помнить о том, что в ординатуру тоже есть вступительные экзамены.
Есть еще отдельная специальность — «Радиотерапия», которая готовит специалистов в области лучевой терапии, но на нашей кафедре она идет как дополнительное профессиональное образование уже после ординатуры. Поэтому, прежде чем выбрать специализацию, подумайте, кем вы хотите быть, что вам нравится и что вам интересно.
— Как построен процесс обучения в ординатуре?
— В ординатуре процесс обучения построен следующим образом: проводятся практические и семинарские занятия, элективы, лекции. И что самое важное — с первого дня обучения наши ординаторы работают непосредственно в клинике или амбулаторно на рабочем месте вместе с врачами, перенимая опыт и расширяя свои знания в области радиологии и рентгенологии. Кафедра рентгенорадиологии располагает тремя клиническими базами: Российским научным центром рентгенорадиологии (ФГБУ «РНЦРР») Минздрава России, Центральной клинической больницей «РЖД-Медицина», Научноклиническим центром Российского научного центра хирургии (НКЦ № 2 ФГБНУ «РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского»). Многие ординаторы на втором году обучения получают статус врача-стажера, что позволяет им полноценно работать в практическом здравоохранении.
— Какие направления для обучения доступны ординаторам?
— Главная задача радиолога — проведение радиологического исследования, интерпретация и анализ полученных изображений для диагностики различных заболеваний, определения характера и объема поражений.
Он занимается интерпретацией медицинских изображений, полученных с помощью рентгеновских лучей, ультразвука, магнитнорезонансной томографии, компьютерной томографии и других техник. На основании полученных от радиолога сведений врач-клиницист принимает решение о дальнейшей тактике ведения пациента.
В зависимости от области медицины и методов обследования профессия врача-радиолога может включать различные специализации. Например, это неонатальная и педиатрическая радиология, маммография, нейрорадиология и др. Врачи-радиологи могут выбирать различные направления (в зависимости от своих интересов и областей экспертизы).
— Насколько ординаторы самостоятельны в своей работе? Есть ли у них поддержка со стороны старших товарищей?
— Безусловно, мы всегда помогаем нашим ординатором. Ординатор пишет протокол или заключение по тому или иному исследованию, а потом этот протокол смотрит уже сертифицированный врач, который добавляет замечания в случае необходимости. На втором году обучения, если ординатор хорошо себя зарекомендовал, он может получить статус врача-стажера. В этом случае он самостоятельно занимается расшифровкой полученных результатов исследования и составляет отчеты.
— Какие возможности для научной работы есть у ординаторов по Вашему профилю?
— Ординаторы, обучающиеся на нашей кафедре и зарекомендовавшие себя как пытливые и интересующиеся люди, которые умеют собирать, обрабатывать, анализировать и обобщать научно-техническую информацию, а также участвуют в составлении планов и методических программ исследований и разработок, практических рекомендаций по использованию их результатов, могут быть включены в научные проекты, проводимые на кафедре. Могут продолжить обучение в аспирантуре, а также участвовать в российских и международных конференциях, проходить стажировки в других странах.
— Насколько и где востребована эта специальность сегодня? Легко ли трудоустроиться ординатору после завершения обучения?
— Врачи-радиологи чаще всего востребованы в крупных медицинских центрах или в специализированных клиниках. В настоящее время использование ионизирующего излучения в медицине считается одним из перспективных направлений. Потребность в таких специалистах достаточно высокая. Перспективы профессии положительные. Также многие выпускники по этому направлению занимаются научной деятельностью. Наши выпускники благополучно устраиваются на работу после окончания ординатуры в медицинские учреждения Москвы, Московской области и других регионов Российской Федерации.
— Какие Вы видите возможные направления для развития уже после завершения обучения?
— Для ординаторов, завершивших обучение по специальности «Радиология», могут быть актуальны дополнительные профессиональные программы по специальности «Рентгенология» и «Радиотерапия», так как зачастую в практическом здравоохранении нужны знания и опыт в смежных дисциплинах, что неминуемо ведет к необходимости получения новых навыков в лечебно-диагностическом процессе. Это сопряжено со стремительным развитием новых технологий лучевой диагностики и связанной с этим потребностью в подготовленных к работе с высокотехнологичной аппаратурой специалистах. Кроме того, в настоящее время при обучении в ординатуре возможно получение второй специальности (например, это «Рентгенология»), если ординатор успевает по основным дисциплинам. Таким образом, через два года обучения он может иметь две специальности («Рентгенология» и «Радиология»).
— Если выпускник спросит, почему он должен поступать в ординатуру именно Пироговского Университета, что Вы ему ответите?
— Если говорить о нашей кафедре рентгенорадиологии, то основная клиническая база — это Российский научный центр рентгенорадиологии, который в этом году отметил 100-летний юбилей. Это старейшее учреждение в России, которое специализируется на ранней диагностике и лечении онкологических и других заболеваний, используя высокотехнологичное медицинское оборудование последнего поколения и эффективные технологии, на основе клинических, лучевых, лабораторных, цитогенетических и молекулярно-генетических исследований. Тесное сотрудничество между врачами и учеными является одной из уникальных сильных сторон учреждения. Мы имеем большой опыт в обучении по специальностям «Рентгенология» и «Радиология». Поэтому можно сказать: «Есть школа, есть традиции, есть современное оборудование, есть возможности показать, как хорошо и как должно быть».
— В Вашу ординатуру Пироговского Университета приходят выпускники разных медицинских вузов. Можете
ли Вы определить, кто из них оканчивал Пироговский Университет? Что отличает наших выпускников?
— Да, у нас «большая география» выпускников. Обучение проходят ординаторы из Владивостока, Якутска, Астрахани, Саратова, Уфы и других городов России, а также
из стран СНГ: Узбекистана и Туркмении. Никто не станет отрицать, что высшее образование меняет человека. Однако не только широкий кругозор и знания характеризуют выпускников Пироговского Университета, но и определенные качества характера, которые в дальнейшем составляют значительную долю профессионализма.
Знания, умения и навыки, которые формируются за время обучения в нашем Университете, позволяют выпускникам быть уверенными в том, что они делают и не бояться ответственности.